» Изучение Бессарабской ветви рода Кантакузиных
· План
|
Ряд поколений происходящих от одного предка, а также вообще поколения называются родом. На протяжении веков, существовало множество династий, которые оставили глубокий след в истории. Думаю, что одна из самых великих династий в истории румын, является династия Кантакузиных, про которых я и попытаюсь рассказать в этой работе.
Кантакузино - греческая фамилия со времён османской империи. В зависимости от времени и страны фамилия Кантакузиных, была разной: в России - Кантакузино, в Европе - Кантакузин или Кантакуз, во Франции - Кантакьюзино, в Италии - Канта, а потом Кантакузина, что означает - поющая кузина. Но пришло время, и все эти фамилии слились в одну - Кантакузины.
Говоря об истории или литературе, мы довольно часто касаемся рода Кантакузиных. Например: Дмитрий Кантемир был женат на Кассандре Кантакузино. Их союз был счастливым, но, к сожалению не долгим.
Лев Николаевич Толстой был женат на Софье Берс, которая тоже была из рода Кантакузиных. Софья Андреевна была всегда в тревогах заботах и хлопотах. Когда дети были маленькими, она не только их растила, но и лечила и учила, следила за их успехами. На плечах Софьи Андреевны лежало и хозяйство Ясной Поляны - имение, земля, лес, поля. И при этом она успевала помогать мужу - переписывать его рукописи, вести дела с издателями, книгопродавцами, отвечать на многочисленные письма. Современники знали Софью Андреевну Берс-Толстую и как издательницу сочинений Толстого, как общественную деятельницу. Она писала повести, рисовала пейзажи Ясной Поляны, любила музыку отлично фотографировала, среди её друзей были И. С. Тургенев, А. А. Фет и другие писатели и художники. Она искренне стремилась понять и разделить убеждения своего мужа. Софья Андреевна сыграла немалую роль в творческой деятельности писателя.
Конечно, этот род не может не заинтересовать.
Этот род начинается с Константинополя. Впервые Кантакузины упоминаются, когда говорим о Михае Кантакузино, известного человека из Константинополя, убитого турками.
Стараясь узнать, как можно больше про этот род я использовала многочисленные источники информации, но больше всего мне помогла наша современница, которая живёт в Кишинёве - княгиня Ирина Львовна Кантакузино-Корякина. Она является последним потомком рода Кантакузиных в Молдове. Не смотря на свой преклонный возраст, а ей скоро исполнится 90 лет, она является долгожительницей. И выглядит очень хорошо для своих лет. И не смотря на то, что Ирина Львовна была очень больна и неважно себя чувствовала при встрече со мной, она оказалась очень гостеприимной, улыбчивой, во всём проявлялась интеллигентность и благородность. Мне представилась возможность увидеть чудесные творческие работы и изделия, автором которых была Ирина Львовна: вышивание крестиком, вязание крючком, рисунки на пасхальных яичках. Но самым удивительным и запоминающимся оказался рассказ о корнях Кантакузиных.
Бессарабская ветвь начинается с Матея Кантакузина. Он сыграл важную роль в подписании мирного договора между Турцией и Россией, в который внёс несколько пунктов, благоприятствующих положению Бессарабии, чего турки не смогли ему простить, желая убить Матея и членов его семьи. В результате чего им пришлось покинуть страну и бежать в Россию, где они, в последствии и остались. В России Матей продолжал политическую деятельность. Отношение Екатерины II к ним было очень хорошее, она их приняла с уважением и почётом, и одарила Матея земельными наделами. В этот период граф Потёмкин был очень болен и есть сведения, что Матей был последним иностранцем, которого граф Потёмкин принимал.
Сыновья Матея - Александр и Георгий, очень часто приезжали в Бессарабию, где в последствии и остались. В Кишиневе произошла знаменитая встреча А.С. Пушкина, которая для нас жителей бывшей Бессарабии, нынешней Республики Молдова представляет особенную ценность. А осуществить эту встречу А.С. Пушкину помог его друг и знакомый Липранди, который знакомит Пушкина с семьёй Кантакузиных. 24 сентября 1820 года Липранди обедает у князя Георгия Матвеевича Кантакузино. Услышав о приезде Пушкина, он и его жена, княгиня Елена Михайловна Кантакузина, урожденная Горчакова, приглашают поэта в их дом и уже на 3 день своего пребывания 25 сентября (суббота) 18Д0 года. Пушкин посещает один из самых гостеприимных домов Кишинёва - дом князя Георгия Матвеевича Кантакузино, полковника, жившего на Гостиной, между улицами Мещанская и Немецкая. Князь располагался в большом деревянном доме с флигелями. Здесь поэт ближе знакомится с его женой, княгиней Еленой Михайловной, которой, оказывается, ещё в лицее посвятил шаловливое послание: "Красавица, которая нюхала табак". Здесь же происходит знакомство Пушкина с семейством брата Г.М. Кантакузина князя Александра Михайловича Кантакузина, жившего рядом, на углу Мещанской в большом каменном доме. Вскоре поэт познакомился и с его женой, княгиней Елизаветой Михайловной, урождённой Драган. Но семью князя Георгия поэт посещал на много чаще, нежели Александра, у которого этикет строго соблюдался. Жена князя Георгия Елизавета Михайловна, женщина с утончённым вкусом и не принуждённостью произвела на Пушкина большое впечатление. Пушкин сделал портретные зарисовки княгини Елизаветы Михайловны и князя Георгия Матвеевича, которые сохранились до наших дней.
Последний из династии Кантакузиных по бессарабской ветви - Павел Кантакузин, жена которого и есть Ирина Львовна. Судьба его не баловала, жизнь была тяжёлой, проведённая в ссылках. Павел был оторван от семьи в 15 лет, дважды был сослан в Сибирь. Архангельск, Томск, Великий Устюг, Котлас, Сыктывкар, Ухта, Печора - это лишь часть пути, по которому пришлось пройти человеку. Он потерял связь со всеми Кантакузиными. И только в 1990-ом году Иван Кантакузин нашёл Павла Кантакузино, который был очень болен в то время, и в 1992 году он умер. Иван сохранил очень тесные отношения с женой Павла, княгиней Ириной Львовной Кантакузино. Не смотря на большую разницу в возрасте, они являются очень хорошими друзьями.
Жан-Мишель, он же Иван Контакузин, родился в 1933 году в Бухаресте. Обосновался во Франции в 1947 году. Является профессором в Парижском Государственном Университете, научным советником при посольстве в Москве и в Вашингтоне, членом научной Академии Наук в Нью-Йорке и в Париже, и офицером почётного легиона. Всё своё свободное время он посвящает поиску информации о роде Кантакузиных. Он написал несколько книг, но наиболее ценная это "Тысяча лет на Балканах", в которой он повествует о своём роде. Эту книгу он написал на французском языке в течение 8 лет, она переведена на многие языки. В Молдове есть лишь несколько экземпляров, подаренных нашей стране.
Он сам отзывается о своём роде так: " Кантакузины теряются, как и значение их в темноте веков. Более чем 900 лет они упоминаются во всех важных моментах неспокойной истории с берегов Дуная, Баварии, Австрии, Венгрии, Греции, Сербии, Румынии, государства Бесарабии и, конечно же, Балкан".
И в наши дни Кантакузины являются очень сплочёнными. Они живут более чем в 15 стран мира. В Румынии, Франции, США, Германии, Англии, Бельгии, России. Я узнала, что представителей этой легендарной фамилии существует многолетняя традиция: каждые два года они встречаются в каком-нибудь европейском городе и устраивают большой праздник. Первая такая встреча имела место в столице Швеции, в Стокгольме 1988 году. Такие мероприятия не проходят бесследно: идёт обмен информацией о достижениях семей, выясняется, кому нужна помощь. В 1994 году в Австрии они отпраздновали 900 летие их рода. В 2002 году их встреча была организованна в Англии.
Это очень интересный род, который сделал многое для культуры, политики, науки, который своими поступками построил свою эпоху - Эпоху Кантакузиных. Это династия с богатой историей. Но их сила заключается в их сплочённости. Как говорит пословица: "Кто не знает свои корни, тот себя не уважает". Они, конечно, очень интересуются своим родом и испытывают гордость за своих предков.
Целью всей этой моей исследовательской работы было изучение последовательности развития рода Кантакузиных. От их истока, первых воспоминаний о них до нынешних дней. Базируясь на данной информации, была создана таблица с фамильным древом рода. Особое внимание я уделила бессарабской ветви, акцентируя своё внимание на последнем прямом потомке Георгия Матвеевича Кантакузино (по бессарабской линии), Павле, умершем в Кишинёве в 1992 году. Но самым ценным для меня является знакомство с замечательным человеком Ириной Львовной Кантакузино-Карякиной, которая научила меня главному - помнить свои корни и любить ту землю, на которой живёшь.
Интервью с Ириной Львовной Кантакузино-Карякиной опубликованное в газете "Столица" за 17 августа 2002 года.
Живая легенда.
Знаете ли вы о том, что в Кишинэу живёт последняя представительница бессарабской ветви известного рода Кантакузиных Ирина Львовна Кантакузино-Карякина? Род Кантакузиных подарил миру множество выдающихся людей в области науки, культур и литературы. На протяжении истории Кантакузины были связаны с такими личностями как Д. Кантемир, Л. Толстой, А.С. Пушкин и т.д.
Матей Кантакузино, с которого и начинается бессарабская ветвь, сыграл важную роль при подписании мирного договора между Турцией и Россией, в которую внёс множество выгодных для Бессарабии пунктов. Павел Кантакузино последний представитель этого рода в Бессарабии прожил очень сложную жизнь, активно участвуя в политической борьбе, он провёл много лет в ссылках. Несколько лет назад его не стало. Его жена Ирина Львовна осталась единственным связующим звеном Кантакузиных в Бессарабии. Несмотря на свой почтенный, возраст она ведёт довольно активный образ жизни, принимает участие в общественной жизни, элегантно одевается, очень радостна и полна живого интереса к тому, что происходит в мире. Мне удалось взять у неё интервью:
- Как известно школьная пора самая счастливая. Какие воспоминания остались у вас о ваших лицейских годах?
- Я училась в женской гимназии, я люблю то время. До сих пор помню всегда торжественную атмосферу в гимназии, а ещё форму, которую мы носили.
- Расскажите об этом подробнее. Модницам будет интересно узнать, как одевались лицеистки XX века.
- Для каждого сезона у нас был свой вид формы. Зимой носили длинные чёрные сарафаны и береты. Летом - блузки кремового цвета, синие юбки и иногда юбки-шорты, потому что многие девочки катались на велосипедах, а на голове у нас были соломенные шляпки с синей лентой.
- Если бы у вас была возможность, вы бы хотели учиться в лицее вместе с мальчиками?
- Нет никогда. Смешанные лицеи, на мой взгляд, лишают романтизма в жизни. У нас несколько раз в год устрашались балы, на которые съезжались мужские и женские лицеи. Возникали новые знакомства, первые романы. Мы знали, что после бала должны расстаться, и это придавало нашему общению особую остроту. Зато в учебные дни нас ничего не отвлекало от учёбы.
- Вы были послушной ученицей?
- У каждой ученицы был пришит на рукаве порядковый номер, который все знали. За нами постоянно все присматривали, так что особо проказничать мы не могли.
- У вас были какие-то моменты в жизни, которые вы бы хотели вычеркнуть из памяти?
- Да, я помню, что когда менялась власть, наша семья была вынуждена переезжать из одного города в другой. Иногда у нас не было возможности умыться. Это было очень тяжёлое для нас время. <
- Расскажите о своём муже.
- Коротко это не возможно. Могу только сказать, что мы встретились, будучи уже довольно зрелыми людьми. Мы прожили вместе 25 лет, но все эти годы прошли как один чудесный день.
- У вашего мужа была очень непростая судьба. Это как-то отразилось на его характере?
- Абсолютно нет. Он был добродушный человек. Я сама удивлялась, как человек, переживший столько бед, может оставаться таким внимательным и чутким другом.
- Вы - княгиня. Это что-то значит в вашей жизни!
- Я никогда не пользовалась своим титулом в каких-либо корыстных целях. Но в глубине души чувствовала ответственность за него.
- Спасибо мне было очень интересно с вами познакомиться. Вы необычный человек.